Визуальная архитектура в кинематографе

Номинацию на «Оскар» получила кинолента «Доктор Стрэндж» (режиссёр Скотт Дерриксон, год выпуска на экраны – 2016) за выдающиеся визуальные эффекты, построенные на фантастических архитектурных иллюзиях. По сюжету героям дано повелевать пространством. Они могут создать зеркальное отражение улиц Лондона или Нью-Йорка, рукой рисуют параллельную реальность, выстраивая её по принципу калейдоскопа, крушат привычные перспективы. На развитие событий вся эта эффектность практически не влияет, однако она очень ярко отображает характер героев. Архитектурные грёзы с помощью ярких зрелищных сцен знакомят зрителей с главными героями. Нужно сказать, что по непонятной причине многие специализированные архитектурные издания не уделили внимание кинофильму Скотта Дерриксона, хотя, по мнению ряда экспертов, её можно назвать архитектурно-эпичной картиной года.

В фильме «Отель «Гранд Будапешт» (год выпуска - 2014) режиссёр Уэс Андерсон использует архитектуру для того, чтобы продвигать развитие сюжетной линии, так что это кино можно назвать полной противоположностью «Доктора Стрэнджа» с его придуманной и отвлечённой от сюжета архитектурой. «Отель «Гранд Будапешт», на первый взгляд, очень прост. В нём отсутствуют футуристические проекты и яркие архитектурные решения. Однако режиссёр Уэс Андерсон с таким вниманием и трепетом относится к архитектурным объектам, что главный вопрос всех интервьюировавших его журналистов, откуда у кинематографиста столь тонкое понимание пространства. В его фильме архитектура является определяющей сюжета. Так, все интриги, недоразумения, любовные истории и драмы не произошли бы, если бы гостиница имела другую планировку. Да и герои фильма ведут себя под стать пёстрому ненастоящему пространству отеля. Отметим, что гостиницу Андерсон придумал, опираясь на ранее виденные гостиницы в Германии и Чехии, а также торговый центр в Герлицере.