Современные подземные и подводные тоннели: новости и очередные вызовы

Одно из самых грандиозных сооружений человечества – тоннель под проливом Ла-Манш, сооружался на основании систем расчёта траекторий бурения двух каналов, которые шли навстречу друг другу с совпадением на десять метров. Между тем, уже к настоящему времени современное компьютерное моделирование бурильных работ усовершенствовалась настолько, что при строительстве метрополитена в городе Гуанчжоу (Китай) инженерам удалось достичь точности в пределах всего нескольких сантиметров!

С начала века ещё больше автоматизировалась работа бурильных установок. Результатом стало значительное сокращение сроков работ по прокладке подземных проходов.

В Соединённых Штатах Америки при прокладке тоннелей стали активно использовать технологии, задействованные американской армией при поиске возможных потайных тоннелей на мексиканской границе. Сейсмическое сканирование помогает определить плотность и качественный состав грунта в определённом месте. Для проходчиков эта технология облегчает понимание того, какая именно порода перед ними и какое оборудование необходимо в данном случае.

Стремительное развитие технологий подтолкнуло компании-прокладчики к созданию ряда экспериментальных проектов по созданию целых подземных инфраструктурных комплексов. Строящийся в горном массиве Готарский тоннель будет иметь длину в 153 километра. Это в 3 раза больше, чем прямой рельсовый путь. Увеличение длины достигается за счёт множества дополнительных станций, аварийных и технических ответвлений.

Азиатские страны, в свою очередь, рассчитывают, что строительство длинных тоннелей позволит преодолеть начинающийся инфраструктурный кризис, признаки которого уже ощутимы в Японии и Китае. Китай в своих приморских регионах по максимуму проложил дороги, и рассчитывать на дальнейшее привлечение инвестиции в этом направлении не может. Проект же подводного прохода на Далянь имеет перспективу и заинтересовал инвесторов. Пока что остаётся открытым вопрос возможности работы на дне моря под огромным давлением.

В Японии самым актуальным проектом является прокладка тоннеля до Кореи. По расчётам специалистов, мега-проект потребует свыше двадцати миллиардов долларов инвестиций.

Во многих развивающихся странах набирают популярность тоннели для пресной воды. Как правило, крупные города таких стран не могут самостоятельно обеспечит себя питьевой водой. Имеющиеся там реки и каналы очень загрязнены выбросами, брать из них воду нельзя. Решить проблему пытаются с помощью подземных тоннелей. Такой проект реализуется в Куала-Лумпур. Аналогичное сооружение появилось в Нью-Йорке ещё несколько лет назад и доказало свою эффективность.

По прогнозу ООН, к середине века развитие технологий позволит говорить о прокладке тоннелей через моря небольшого размера. Спрос на такие проходы растёт с каждым годом.