Самый молодой лауреат Притцкера - Кристиан де Портзампарк

Получение Кристианом де Портзампарком Притцкеровской премии стало настоящим шоком для мира архитектуры и дизайна. Казалось бы, слишком он молод, излишне классичен и немногого к тому времени успел добиться. Тем не менее, именно этому человеку достался «архитектурный Оскар» 1994 года. Удивительно также, что это произошло в совершенно неподходящей обстановке – расцвете постмодернизма от Роберта Вентури, деконструктивизма Захи Хадид и нестандартности Фрэнка Гери. Столь радикальные течения практически не давали шансов Портзампарку. Его консерватизм, сдержанный стиль, решения, цитирующие древнюю архитектуру, всё же одержали победу, нанеся удар бунтующему поколению архитекторов.

Кристиан де Портзампарк стал лауреатом Притцкера буквально за неделю до празднования своего пятидесятилетнего юбилея. Простота его зданий и обманчивая естественность не обманули членов строгого жюри, отдавших голоса за француза. Де Портзампарк предпочёл прагматизм и консервативность, по сути, отдав этим принципам большую часть жизни. Париж должен быть особенно благодарен гениальному архитектору, который потратил немало времени для приведения в порядок районов французской столицы, которые в результате хаотичной застройки стремительно теряли свой шарм.

Кристиан де Портзампарк называл архитектуру излишне холодным занятием, безразличным к человеку. Было время, когда он чуть было не покинул профессию, поддавшись романтическим настроениям: тогда он мечтал стать живописцем. В более поздние годы он кинулся в другую крайность, увлёкшись социологией и политикой. Это нашло отражение и в создаваемой им архитектуре. Де Портзампарк стал воспринимать города «сценарно», словно разрабатывая разнообразные площадки для жизненных ситуаций.