Новый тренд музейной архитектуры

Для того, чтобы вызвать больше эмоций у посетителей, ряд музеев уходит под землю. Именно таков новый европейский тренд. В последние годы в Старом Свете появляется всё большее число «спрятанных» под землю музейных комплексов.

Длительное время архитекторы считали, что достучаться посредством архитектуры до посетителей мемориальных объектов эпохи Второй Мировой войны, очень непросто. Знаменитый Даниэль Либескинд, создавая в Берлине в 2001 году новое здание Еврейского музея, сделал умышленный шаг: пройти мимо музея у случайного прохожего вряд ли получится. Столь сильные приёмы использованы и в интерьере учреждения: наклонные полы, перспективы, перепад высот. В комплексе это оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на посетителя, не давая ему отвлечься от экспозиции даже в физическом плане.

Такая архитектура, ориентирующаяся на активный контроль, с течением временем не потеряла своей актуальности. Тем не менее, в ряде случаев, в основном затрагивающих музеи военного характера, набирает обороты иной тренд, предполагающий создание более деликатных пространств, не столь шокирующих посетителя, а оставляющих место для личностных переживаний, без вторжения в интимную эмоциональную сферу человека.

Самым ярким примером вышесказанного можно назвать музей «Тирпиц» (Дания). Проект комплекса создавался архитектурным бюро BIG знаменитого Бьярке Ингельса. Музей включил в себя самый большой нацистский бункер, построенный в своё время Вермахтом. Указанное сооружение являлось частью оборонительного плана Германии, известного как «Атлантическая стена». Бункер был сооружён в 1944 году. В послевоенное время он находился в заброшенном состоянии, до тех пор пока не стал часть музея Второй мировой войны.