Архитектурное решение приватных пространств в Японии

Кадзуё Сэдзима, возглавляющая японскую архитектурную компанию SANAA, считает, что люди больше склонны пребывать в максимально открытом общественном пространстве и предпочитают хороший звук и прекрасную акустику. Сэдзима отмечает, что открытое пространство благотворно влияет на самочувствие человека. Само его тело в состоянии расслабления начинает подстраиваться под особенности помещения и звука.

Свою концепцию японский архитектор положила в основу проекта центра Grace Farms. Речь идёт о максимальной открытости пространства, в которой человек чувствует себя комфортно и немного отстранённо. Центр Grace Farms положил начало целой серии проектов SANAА. Все они характеризуются минималистичностью, максимальной проницаемостью и особым дружелюбием. Эти объекты рассчитаны на использование одного и того же пространства разными группами людей, причём таким образом, чтобы они друг другу не мешали.

Важной отличительной чертой большинства проектов SANAA является наличие максимального количества взаимосвязей между сегментами строений. К примеру, круглое здание нового Музея искусств ХXI века, созданного по проекту бюро SANAA, даёт возможность попасть в него сразу четырьмя способами. Кроме того, все выставочные помещения легко обойти по периметру. В них попасть тоже можно двумя разными способами.

Архитектор Хироши Накамура предлагает открытость пространства в другом проекте – не общественного назначения, а жилого. Частное домовладение расположено в оживлённом квартале в городе Хиросима. Накамура спроектировал дом, у которого фасад выполнен из шести тысяч стеклоблоков. Таким образом жильцы практически не отгорожены от остального мира. Можно подумать, что обитателям дома не придётся по душе такая открытость с прозрачными стенами. Тем не менее, люди быстро привыкают к отсутствию границ между жильём и улицей, воспринимая её как естественный элемент своего дома.