Интерьеры русских православных церквей

Эксперты выделяют два основных направления, в рамках которых решалась и решается эстетическая концепция интерьеров русских православных церквей. Одним из способов, которые многие считают идеальным, является так называемая модель Пасхальной Субботы. Что подразумевается под этим? Пространство, разбитое на небольшие помещения, с низкими потолками, малыми объёмами. Колористика интерьера выдержана в ночном варианте: тёмно-синий потолок со звёздами, лампады, тоже похожие на звёзды, очень тихая атмосферная обстановка молитвы, словно замершая в ожидании Солнца и Воскресения. Именно в таком ключе выполнены интерьеры собора Софии в Новгороде, Спасского собора столичного Андроникового монастыря и знаменитого Афона.

Вторая модель храмовых интерьеров наглядно представлена Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге и другим не менее знаменитым комплексом - Храмом Христа Спасителя (Москва). Данное направление называют моделью Третьего Рима. По сути, храмы, выполненные в этой стилистике, цитируют ключевой храм Рима — римский Собор апостола Петра и даже Пантеон. Так, Храм Христа Спасителя несёт в себе ярко читаемую идею соборности Церкви, власти и народа и выступает отражением величественности и мощной торжественности.

В качестве продолжения темы Третьего Рима может выступить Храм Пасхального Пира (Рая). Он как бы завершает образ Рая. В храмовом строительстве поиски новых форм не являются самоцелью. Церковники воспринимают этот процесс как возможность обновления понимания места Церкви, открытие новых граней в устройства Церкви и её величии. На сегодняшний день храмовая архитектура не слишком громко говорит о самом важном - об устройстве мира, месте людей в мире, Рае. Между тем, об этом стоит говорить во всеуслышание.