Подземная архитектура: подземные пространства в мегаполисах

Высокий уровень урбанизации стал диктовать новые градостроительные тенденции, в числе которых освоение поземных пространств и появление особой «подземной» архитектуры. Действительно, в условиях явно ощущаемого недостатка свободных земель в городе, кроме привычной практики возведения высотных зданий и активизации застройки новых кварталов, встаёт вопрос о необходимости комплексного освоения пространств под городом.

В начале октября в Екатеринбурге состоится форум 100+ Forum Russia, посвящённый теме высотного, уникального строительства. Среди ключевых вопросов будет присутствовать проблематика эффективности функционирования городской среды и подземного строительства. В профессиональной среде впервые отечественный и международный опыт в указанной сфере будет изучен настолько подробно.

Среди самых ярких примеров подземной архитектуры в мировой истории является, без сомнения, Euro Tunnel (Евротоннель) – железнодорожное подземное сооружение под проливом Ла-Манш, соединившее Великобританию и Францию.

Ещё один значимый пример - проект «Большой Лувр» во французской столице. Его автором стал архитектор Юй МинПей. В ходе реконструкции знаменитейшего музея под землёй были размещены все административные, служебные помещения, центральный вход же расположили в пирамиде, находящейся в центре так называемого «двора Наполеона». Строительство подземных помещений открыло площади для посетителей музея и одновременно полностью сохранило архитектурный облик средневекового дворца.

Ещё одним впечатляющим примером эффективного использования подземного пространства является канадская RESO – монреальская подземная общественная зона, где размещено множество торговых площадей.

Из отечественных примеров можно привести Московский метрополитен, который был запущен в эксплуатацию более восьмидесяти лет назад и с тех пор принципиально изменил «транспортный облик» российской столицы. Тоже самое можно сказать о метрополитене в Санкт-Петербурге. В ходе форума 100+ Forum Russia опыт второй российской столицы рассмотрят на примере знаменитой площади Восстания, которая, как известно, играет огромную роль в градостроительной системе города.

Архитекторы предложили решение достаточно проблемного транспортного узла в самом центре Санкт-Петербурга, включающее развязку с прокладкой тоннеля вдоль проспекта Лиговского, под Невский проспект и торговый центр, который расположен под площадью Восстания, а также под автостоянку. Отметим, что указанный проект будет представлен архитектором Юрием Земцовым, руководителем и партнёром архитектурного бюро, названного «Земцов, Кондиайн и партнёры».