Новые тренды в архитектуре: интеграция с природой

Удивительная история архитектуры творится в современном мире. Казалось бы, человечество всегда стремилось к тому, чтобы создать собственную среду обитания - среду искусственную, далёкую от природы. По сути, архитектурой называются передовые образцы, полученные в результате этих попыток. В истории своего развития архитектура черпала своё вдохновение. Кроме того, создавая искусственный мир, люди отнимали у природы необходимые им ресурсы и часто обучались у неё же формотворчеству.

На современном этапе использование в архитектуре природных форм наблюдается в самых разных масштабах и на самых разных уровнях. Это может быть как прямое копирование природных образов, так и заимствование конструктивных идей, декоративных приёмов. В качестве объектов для подражания архитекторы могут выбрать предметы как органического, так и неорганического мира, и даже микроструктуры (молекулы, кристаллические решетки).

Формы природы практически всегда считались первоосновой понятий об эстетике, красоте и совершенстве, выступали в качестве их эталона. Люди даже в древние времена украшали своё жилище изображениями естественного окружения, как бы расписываясь в своей несостоятельности сотворить что-либо более прекрасное, чем природа.

Одним из ярких архитектурных приёмов можно назвать орнамент. Это очень древний приём, предполагающий изображение животных, растений, прочих природных форм в интерьерах и на фасадах зданий.

В начале ХХ века Адольф Лоос назвал орнамент детской болезнью культуры человечества и объявил о смерти данного рудимента. Несколько десятилетий прошлого столетия многим казалось, что он прав – строительная индустрия практически перестала прибегать к данному декоративному приёму. Тем не менее, спустя ещё несколько десятилетий этот культурный феномен вновь стал востребован в архитектурной среде. В качестве яркого примера можно привести жилой комплекс «Византийский» (SPEECH). Орнамент здесь представлен практически везде, где это возможно, создавая по-настоящему уникальный объект.