Как выбрать вагонку. Разбираемся в ГОСТ-ах, DIN-ах и других стандартах

Вагонка представляет собой профильную деталь, изготавливаемую из хвойных или лиственных пород древесины, применяемую для внутренней или внешней отделки помещений. Качество вагонки и требования к ее составу регламентируются отечественным государственным стандартом ГОСТ 8242-88 "Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия". Кроме вагонки этот стандарт распространяется и на другие профильные детали из древесины: половую доску и брус, обналичку, поручни лестничных маршей, подоконные доски и плинтусы.

Для потребителя очень важным моментом при выборе материала является такое понятие, как «сортность» вагонки. Однако в стандарте ГОСТ 8242-88 никак не прописано разделение на сорта профильных изделий, вместо этого все изделия классифицируются лишь по качеству используемого сырья (пороки) и по качеству профилирования (дефекты обработки) на две основные группы:

  • Вагонка под непрозрачное покрытие;
  • Вагонка под прозрачное покрытие.

Профильные детали под прозрачное покрытие должны быть высочайшего качества, без видимых пороков древесины на ламелях. Требования к качеству вагонки под непрозрачное покрытие менее жесткие и допускают наличие некоторых пороков древесины (сучки, бугорки, трещины) на лицевой и тыльной сторонах ламели. То есть согласно государственному стандарту условно существует деление вагонки лишь на два сорта: сорт A и сорт Б, или 1-ый и 2-ой.

Таким образом ГOСТ 8242-88 предлагает проводить оценку вагонки по внешнему виду ламелей, делая основной упор на присутствие в массиве сучков, трещин и размытых окрасов, а также уделяя внимание дефектам строгания. И всё это лишь с оглядкой на тип финишного покрытия.

В большинстве случаев отечественные лесопилки не опираются на ГОСТ 8242-88, а нарезают вагонку по техническим условиям, разработанным самим же предприятием-производителем. Требования ТУ наших предприятий частично перекликаются с европейскими стандартами качества, среди которых наиболее актуальным является немецкий DIN 68 126-3:1983-07, который называется «Профильная деталь с пазом и гребнем. Сортировка для ели, пихты, сосны». Также во внимание могут браться положения таких документов: 

  • Внутренняя и наружная обшивка из цельной древесины хвойных пород. Профилированная древесина без пазов и шпонок – DIN ЕN 15146:2006
  • Внутренняя и наружная обшивка из цельной древесины лиственных пород. Профилированные деревянные элементы – DIN ЕN 14951:2006
  • Обшивка стен и потолков из цельной древесины. Профилированная хвойная древесина с пазами и шпонками – DIN ЕN 14519:2005
  • Обшивка и облицовка материалами из массивной древесины. Характеристики, оценка соответствия и маркировка – DIN ЕN 14915:2006
  • Профильная деталь с пазом и гребнем. Размеры – DIN 68 126-1:1986-10

Соответственно, в технических условиях ТУ существует свое разделение вагонки на сорта по классам, сортам, категориям или типам. Как правило, это типы «Экстра», «Прима», Ультра, а также тип А, тип В, тип С и т.п. Может встречаться смешанный тип АВ. Сорт АВ обычно предполагает вагонку длиной в 4-6 метров, у которой на ламелях в малых количествах (1 или 2 признака) попадаются дефекты, свойственные категории В. Цена изделий будет напрямую зависеть от принадлежности их к тому или иному сорту.

Производитель, работающий по ТУ, должен ориентироваться на критерии, прописанное в действующих госстандартах, и не имеет право его занижать. А вот повышать качество изделий можно фактически без ограничений.

Вагонка может быть различной степени влажности – в среднем разные стандарты указывают от 9 до 18 процентов (в зависимости от того, где она будет использоваться внутри или снаружи здания). В любом случае, только сухая вагонка, прошедшая энергозатратную процедуру камерной сушки, не склонна к посинению, меньше коробится и не трескается.

Вагонка А

Вагонка В

Вагонка С

Вагонка А

Вагонка В

Вагонка С

Согласно европейским требованиям выделяется 4 сорта вагонок, с такими характеристиками:

  • КЛАСС ЭКСТРА. Вагонка класса «Экстра» наиболее дорогая и имеет безупречное качество. Выделяется среди других категорий полным отсутствием природных недостатков и полученных при обработке дефектов.
  • КЛАСС А. У вагонки класса А недопустимы синева, гниль и смоляные карманы. Сучки допускаются только светлые и сросшиеся, не выпадающие после сушки в количестве одного дефекта на полтора метра погонных. Поверхность у неё очень хорошо прострогана.
  • КЛАСС В. Вагонка класса В на поверхностях может содержать смоляные карманы, прорость, несросшиеся сучки, несквозные трещины. Допустимы дефекты строжки, которые не влияют на сборку ламелей, а также цветные полосы, кроме синевы. Разрешено до 3 повреждений от насекомых-вредителей.
  • КЛАСС С. Вагонка класса С содержит обычно некоторое количество глубоких трещин, может быть поражена насекомыми и иметь сильные окрасы. Присутствуют сучки в неограниченных количествах, в том числе отверстия от выпавших сучков диаметром более 20 мм. Текстура на поверхности изделия неоднородна, присутствует синева. Допустимы любые дефекты строжки, которые не ухудшат качество отделки.

Евровагонка, в отличие от обычных советских изделий, имеет более четкую геометрию изделия и отличается увеличенным размером замка. Шип и паз здесь укрупнены, их ширина достигает 10 см. Паз и гребень хорошо обработаны, что способствует более быстрому и качественному монтажу изделий. Тыльная сторона вагонки имеет вентиляционно-компенсационные борозды или канавки. К поверхности предъявляют строгие требования. Толщина евровагонки в среднем 12,5 мм. Ширина изделий колеблется в интервале 60-160 мм. Длина - в разбросе 1,7-6 м.

Вагонка АВ - смешанный сорт - оптимальное соотношение цена/качество

В итоге, не трудно сделать вывод, что опираться на сортировку профилированных деталей (и вагонки в частности) есть смысл только для ориентира. Наиболее точно можно понять, насколько товар качественный получится исключительно после осмотра изделий и сравнения. Очевидно, что в качестве поставщика стоит выбирать только проверенных и авторитетных производителей или дилеров, которые своей репутацией дорожат. Как пример - компания elka-palka.ru - очень ответственно подходят к выбору реализуемой вагонки. Современный и понятный сайт. Настоящие фотографии вагонки в высоком разрешении. В ассортименте интернет-магазина вагонка всех сортов А, АВ, С, вагонка штиль, евровагонка. Есть доставка по Москве и МО. Так же на сайте присутствует большой каталог статей о деревянном домостроении, в котором вагонке в частности посвящен целый раздел.