В Европе появился самый глубокий и длинный тоннель в мире

В Швейцарии недавно состоялось официальное открытие самого длинного и самого глубокого тоннеля во всём мире. Он строился почти семнадцать лет и проходит через Альпийские горы. Готардский базисный тоннель имеет протяжённость 57 километров, что и делает его мировым рекордсменом по длине. В ряде мест максимальная высота горы над тоннелем достигает 2 300 метров. Это делает тоннель самым глубоким в мировой истории.

По тоннелю проходит высокоскоростная железная дорога Crossrail. Это самый крупный европейский железнодорожный проект, однако в Готардском тоннеле железная дорога имеет протяжённость всего 42 километра. Если сравнивать швейцарский тоннель с аналогичными крупными проектами, то можно отметить, что он длиннее на три километра тоннеля Сэйкан (Япония) и на семь километров длиннее знаменитого Евротоннеля, связавшего Великобританию и Францию. Отметим, что все эти тоннели имеют систему железнодорожных пассажирских перевозок. Если сравнивать Готардский базисный тоннель с тоннелями других типов (без железнодорожного сообщения), то он займёт девятое место в рейтинге крупнейших.

Общая протяженность Готардского базисного тоннеля, если суммировать все фактически действующие развилки и ветки (в том числе различные переходы и сервисные развилки), составляет 152 километра. Удивительно и то, что тоннель на всём протяжении находится на одном уровне, не имея спусков или подъёмов.

Идея строительства указанного тоннеля появилась очень давно – почти семьдесят лет назад. Но планы и проекты менялись и переписывались бесчисленное множество раз и по совершенно разным причинам. На пике строительства на площадках тоннеля было задействовано свыше 2,4 тысяч человек. Известно, что в ходе работ произошла гибель девяти строителей.

Строительство шло очень сложно. Проходчикам нужно было пробить множество разнообразных типов пород, среди которых осадочные породы и гранит. Порядка 80% работ выполнено при помощи громадных бурильных машин. Остальное сделали взрывным способом. Всего при прокладке добыли более 31 миллиона тонн породы.

Три года понадобилось рабочим для прокладки сплошного подрельсового основания. Работали 125 человек в три смены. Использовали 131 тысячу кубометров бетона, 380 тысяч поперечных балок и 290 километров самого подрельсового полотна.

Официальное открытие состоялось 1 июня, но коммерческое использование тоннеля начнётся не ранее декабря нынешнего года.