Учёные предлагают изготавливать «деревянный» асфальт

Группа химиков из разных стран выдвинула идею строить дороги с использованием особого «деревянного» асфальта. Речь идёт о том, чтобы добавить в асфальтную смесь основной компонент любой древесины – лигнин. По мнению учёных, это станет важным шагом по уменьшению зависимости человечества от ограниченного ресурса в виде ископаемых углеводородов.

Инновация была предложена исследователями из голландского фонда TNO в ходе очередного форума Американского химического общества. Тогда же учёные обсудили перспективы внедрения «деревянного» асфальта в повсеместное строительство дорог.

Напомним, что при производстве дорожного покрытия (асфальта) и многих видов кровельных материалов используется битум, представляющий собой вязкую смолу на основе углеводородов. Битумы бывают природного и искусственного происхождения. Природный материал получают из так называемых битумозных песков. Для получения искусственного битума необходим особый процесс, связанный с переработкой нефти.

Химикам удалось доказать, что до половины битума, традиционно входящего в смесь для дорожного покрытия, вполне можно заменить древесным лигнином. Молекулы лигнина состоят из углеродных колец и по химическому строению имеют много сходства с битумом. Стоит упомянуть, что в древесине лигнин является одним из важнейших компонентов, в функции которого входит сцепление целлюлозных волокон между собой. В процессе производства бумаги лигнин – побочный продукт. Его чаще всего просто выбрасывают или сжигают.

В составе асфальтного покрытия лигнин может стать очень полезным компонентом. Ряд испытаний уже подтвердил, что благодаря присутствию лигнина дорожное покрытие становится менее плавким под горячим солнечными лучами. Как результат, на «деревянном» асфальте летом не так быстро образуются колеи. Такое покрытие хорошо проявляет себя и в обратной ситуации. При морозах смесь битума с лигнином лучше выдерживает низкую температуру, чем чистый битум, и не даёт трещин.

Каждый год в мире производится около пятидесяти миллионов тонн лигнина, поэтому с его нехваткой строителям вряд ли придётся столкнуться.

Пока что «деревянный» асфальт испытывался только в лабораторных условиях. В ближайших планах исследователей создание стометровой велосипедной дорожки, которая поможет протестировать новый материал в реальных условиях в разную погоду.