Германия: архитектура нацистского прошлого

Есть у немцев в лексиконе сложные слова, трудно переводимые на русский язык. Это Geschichtsaufarbeitung и Vergangenheitsbewаltigung. В русском языке их смысл приближен к таким толкованиям, как «переосмысление прошлого», «преодоление прошлого», «борьба с прошлым». Эти понятия очень подходят к тому, как в Германии относятся к архитектурным памятникам, которые прямо или косвенно связаны с нацистским прошлым и Второй мировой войной.

Однозначно сказать, что к архитектуре той эпохи и к зданиям, построенным при Гитлере, немцы относятся исключительно отрицательно, нельзя. Хотя некоторые подобные объекты буквально были стёрты с лица земли. Для немцев грань, которая отделяет допустимое от неприемлемого, увязывается с решениями, принятыми в ходе Нюрнбергского процесса. Такие организации, как СС, СД и гестапо признаны на этом суде преступными. В итоге все архитектурные объекты, связанные с этими структурами, прочно ассоциируются с нечеловеческой жестокостью и преступлениями против человечества. А, к примеру, Кабинет министров Германии не признавался преступным, поэтому в зданиях, где когда-то размещались министерства, теперь также находятся такие же ведомства.

Спустя семьдесят лет после падения Третьего рейха, для немцев трагическое и зачастую преступное наследие остаётся чувствительной темой. Даже если речь идёт об архитектуре. Очень непростая история взаимоотношений жителей Германии с нацистским прошлым нашла отражение во многих объектах. Это и парадоксальное строительство элитного комплекса на месте, где располагалось гестапо, и закрытие навечно дворца принца Альбрехта, и активная эксплуатация башен Люфтваффе в городах Берлин, Вена и Гамбург.