В Финляндии прошла архитектурная и дизайнерская выставка

В Хельсинки прошла интересная архитектурная выставка. Она прошла на площадке Design Museum Gallery. Экспозиция, посвящённая стилистике, которая сформировалась к концу пребывания на посту президента Кекконена. Выбор такой темы неслучаен: кураторы таким образом воплотили свою мечту о поддержке дизайна на государственном уровне.

Кекконен был главой страны в 1956-1981гг. В 1970-е годы он активно покровительствовал дизайнерам и предметному дизайну. Впрочем, были в этом «меценатстве» и подводные камни. Поощрять и продвигать предлагалось только те проекты, которые укладывались в концепцию «национального романтизма» - своеобразного «вставания с колен». Под этим понимались успехи в Арктике и представление о Лапландии как исторической финской территории.

В итоге предметная культура Финляндии получила очень чёткое разделение на официоз и диссидентство. Всем, кто слабо знаком с историей соседнего государства, трудно понять этот водораздел, особенно в отношении априори бессюжетного искусства – стекла, фарфора, ковки, ручном ткачестве. Разделение затронуло даже такие произведения, которые являются прекрасными, вне зависимости от идеологической направленности.

Финны, открывая выставку в Хельсинки, отдали дань почтения как признанным официальной доктриной шедеврам, так общим для разделённой национальной школы дизайна произведениям. В то же время жители страны Суоми не стали закрывать глаза на тот факт, что многие победы сопровождались подавлением эстетического инакомыслия. При этом «имперский» дизайн выступил концепцией элиты, рождаемой и поддерживаемой высшими слоями, но фактически крайне слабо связанный с народными традициями – саамской культурой. Той культурой, которая считается по-настоящему финской.