Скульптура как часть архитектуры

Скульптурные изображения в самые разные периоды существования человечества выступали весомой частью архитектурных сооружений. В то же время полностью создавать здания в виде представителей флоры или фауны стали только в прошлом столетии. Практически сразу в этом течении появились два направления, кардинально отличающиеся друг от друга. Первое – простое копирование природного объекта и изображение различных живых организмов в том виде, в котором они существуют в природе. Второе направление приветствует создание архитектурных сооружений, которые интуитивно пробуждают у наблюдателей образ природных объектов, не повторяя их формы.

Отметим, что преимущественная часть объектов, созданных в рамках первого направления, чаще всего не являются архитектурой в строгом смысле слова. Так, огромные статуи Будды никто не называет архитектурой, хотя внутрь можно легко войти. Не так уж много по-настоящему успешных примеров архитектуры, прямо копирующей природу. К таковым можно отнести храм Лотоса (Нью-Дели, Индия) и терминал нью-йоркского аэропорта Кеннеди Trans World Airlines, выполненный в виде взлетающей птицы. Хотя в обоих случаях архитекторы творчески подошли к копированию, существенно переосмыслив образы.

Проекты второго направления не избегают имитации природных форм, но фактически создают с помощью такого приёма только внешние оболочки. Есть у этого направления и несколько названий, придуманных по прямой аналогии с хай-теком - БИО-ТЕК (изображения биологических форм), ЭКО-ТЕК (похожее на природу), ЗОО-ТЕК (или здания-животные).

Важно, что в БИО-ТЕК не только присутствуют природоподобные формы, но и в максимально возможном объёме используется озеленение. Эксперты называют отличительной особенностью БИО-ТЕК масштабность. Как правило, проекты этого направления предполагают охват в виде большого комплекса и даже целого района.